Николай Головешкин
ngoloveshkin@gmail.com

TPM - бережливое ТОиР

  На предприятии может быть старое оборудование, может быть современное оборудование. Во всех случаях оборудование должно обеспечивать требуемую от него степень надежности.
  Предприятие – это социотехническая система, состояние оборудования и организация производства должны соответствовать требованиям к степени их готовности. При отсутствии надежно работающего оборудования получить выгоды от бережливого производства невозможно. В бережливом производстве нет промежуточных запасов в процессе производства и нет избыточных складских запасов. Каждая остановка производства будет означать срыв поставок продукции потребителям.

  Техническая эффективность и затраты на сервис.
  Техническая эффективность ТЕ = (время работы линии на паспортной производительности)/(фактическое время работы линии без учета плановых простоев). ТЕ показывает, насколько близка фактическая производительность оборудования к паспортной максимальной, ТЕ < 1 (<100%).
Большое число производств не определяют на постоянной основе ТЕ. На практике часто встречается ТЕ = 50% - 60%, обычно на тех предприятиях, где ТЕ не отслеживают на регулярной основе.
Для большинства производств достаточным уровня технической эффективности ТЕ = 90%. При этой ТЕ производственные задачи выполняются с достаточной эффективностью и затраты на сервис оборудования приемлемые. Для поддержания ТЕ > 90% потребуется непропорционально большой объем сервиса и затрат.

 

 

 

 
  Производительное обслуживание оборудования - Total Productive Maintenance (TPM).

  •         TPM – одна из подсистем бережливого производства.
  •         Наиболее эффективна для промышленных предприятий, использующих сложное оборудование.
  •         Позволяет выпускать продукцию с минимальными затратами на оборудование.


  Какие результаты можно получить?

  •         Техническая эффективность оборудования 90% - 98%.
  •         Снижение уровня отказов 50% - 90%.
  •         Рост производительности 10% - 30%.
  •         Улучшение качества.
  •         Снижение рекламаций от потребителей.


  Основная концепция TPM.

  •         TPM эволюционировала из систем профилактического обслуживания и производительного обслуживания.
  •         Основное отличие – всеобщая вовлеченность в поддержании эффективности оборудования. Ранее в системе профилактического обслуживания все действия выполнялись службой Главного инженера.
  •         Основное средство достижения – работа малых групп, активизация деятельности в низовых технологических подразделениях.


Где внедрять TPM?

  •         Есть загрязненное оборудование.
  •         Видны протечки смазки, гидравлической жидкости.
  •         На подвижных частях оборудования стружка, пыль, остатки сырья.
  •         Инженерные подключения выполнены без стандарта, нет маркировки труб, кабелей. Способ прокладки «стихийный».
  •         Рабочее место не систематизировано. Нет паспорта рабочего места, инструменты лежат навалом. Отсутствуют специальные маркированные места хранения.
  •         Есть труднодоступные узлы в оборудовании. Осмотру мешают кожухи, ограждения. Что находится под кожухом – не видно.
  •         Самое главное – все считают, что это нормально и лучшего порядка добиться невозможно.


  Преимущества внедрения.

  •         Быстрый рост эффективности оборудования. Постоянное внимание к оборудованию, непрерывное улучшение работы оборудования.
  •         Использование производительного обслуживания оборудования для всех этапов его эксплуатации.
  •         Возможность распространения принципов производительного обслуживания в отделах разработки новой продукции, в службе Главного инженера и в производственных подразделениях.
  •         Весь персонал компании вовлекается в развертывание системы.
  •         Основной ориентир в работе – ноль потерь. Достигается работой малых групп на низовых технологических участках.


  Основные подсистемы TPM.

  •         Балансирование производительности оборудования. Повышение эффективности путем устранения узких мест и отдельных улучшений.
  •         Вовлечение операторов в обслуживание. Девиз – тот, кто работает, знает все проблемные точки.
  •         Плановое обслуживание (ППР) выполняется ремонтной службой.
  •         Постоянное обучение операторов и ремонтников. Занятия по отдельным темам и база знаний – основные инструменты.
  •         Разработка и внедрение нового оборудования выполняются с учетом TPM – минимизировать объем сервиса при эксплуатации.
  •         Рабочие ориентируются на качество. Все понимают, что такое всеобщая проверка, идеальное состояние оборудования и отклонения.
  •         Продвижение охраны труда в соответствии с развертыванием TPM. Устранение даже мелких проблем. (Так как есть соотношение 1   тяжелая травма/30 легких/300 инцидентов без травм).
  •         Ежедневная система управления (DMS), соответствующая TPM и охватывающая обеспечивающие подразделения.