Николай Головешкин
ngoloveshkin@gmail.com

5S

   Это простой инструмент для организации рабочего места. Эффект от внедрения возникает быстро. Рабочее место должно быть чистым, эргономичным и стандартизированным. Визуальные эффекты от 5S появляются быстро, им уделяется много внимания. Следует уточнить, что главная цель 5S – обеспечение работы в соответствии Стандартным Операционным Процедурам (SOP), гарантирующее эффективную и качественную работу. Визуализированное рабочее место помогает обнаружить проблемы и предотвращать их, не дожидаясь проявления.
 
  5S – это 5 шагов Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu and Shitsuke. Встречается термин 5С, возникший из перевода названий шагов на Английский (Clearing, Configure, Clean and Check, Conformity, Custom and practice). Перевод с Японского может быть такой:

  •   Сортировать,
  •   Упорядочивать,
  •   Чистить,
  •   Стандартизировать,
  •   Поддерживать.


  5S – командная работа. Соблюдать принципы следует всем, кто работает в производственной зоне (ячейке). Внедрить 5S силами нанятого специалиста не получится. Результата также не будет, если найдется сотрудник в коллективе, не поддерживающий 5S.

  Seiri (Сортировать)

  Первый шаг предпринимается для освобождения от посторонних вещей и мусора. Посторонние вещи – это предметы, не используемые регулярно. Инструменты, используемые каждый день, должны храниться на рабочем месте. Инструменты, используемые 1 раз в неделю/месяц, могут также храниться на рабочем месте, если они не затрудняют движение. Обязательно сдаются на склад предметы, востребованные менее 1 раза в месяц.

  Процедура выполняется группой работников, движущихся последовательно через рабочую ячейку. При обнаружении мусора он сразу удаляется, используемые предметы оставляются на местах, редко используемые перемещаются на склад. Посторонние вещи маркируются и сдаются в карантин для дальнейшего определения.

 

  Seiton (Упорядочивать)

  Второй шаг предпринимается для упорядочивания оставшихся после первого шага предметов. Предметы рассматриваются с точки зрения эргономики рабочего места. Размещение инструментов соответствует принципу «для каждого предмета есть место и все предметы на своих местах». Мы стараемся минимизировать движения в ячейке, снизить физические усилия и сократить время для поиска инструмента.

  Работа начинается с определения перемещений каждого предмета во время выполнения работы. Можно использовать план помещения с нарисованными карандашом линиями, показывающими каждое движение. Этот рисунок называется «диаграмма спагетти», так как напоминает упавшие с тарелки на лист спагетти. Можно наклеивать стикеры с описанием действий, просматривая процесс от начала до конца. Размещенные на доске листки с описаниями легко анализировать и перераспределять. После анализа возникает возможность:

  •   разместить инструменты и материалы в удобных местах
  •   изготовить «дом» для каждой вещи и организует их в соответствии с физическим процессом работы
  •   хранить материалы в соответствии с тем, как часто они используется
  •   применять наглядные средства контроля: надписи, окраска, цветовые коды, нанесение контуров, маркировку.

  Так как все предметы маркированы, находятся на своих местах и визуализированы контурами краски или держателями, легко поддерживать порядок и работать без потерь времени и сил.

 

  Seiso (Чистить)

  Третий шаг выполняется после удаления из рабочей зоны посторонних вещей и упорядочивания нужных. Чистка выполняется для удобной диагностики оборудования. Визуальные эффекты также важны, но они не основная идея. После очистки легко увидеть течи масла из уплотнений, износ поверхностей, деформацию деталей. Чистка пересекается с всеобщим производительным обслуживанием (TPM).

  Процедура выполняется регулярно с применением всех необходимых смазочных материалов. Оборудование должно быть покрашено для приближения к состоянию нового. Во время чистки выполняется проверка состояния оборудования. Регулярная проверка состояния во время чистки очень эффективна, так как выполняется периодически одним сотрудником. Постоянно работающему на оборудовании человеку проще увидеть небольшие изменения.

  Seiketsu (Стандартизировать)

  Четвертый шаг выполняется для стандартизации всего того, что достигнуто на 1, 2, 3 шагах. Стандартизация требуется для выполнения работы наиболее эффективным способом, закрепленным в SOP. Выполняющий работу человек не должен иметь способов действий, отличающихся от SOP. Этим обеспечивается возможность проследить места возникновения проблем и менять процессы для их оптимизации.

  Работа начинается с документирования 1, 2, 3 шагов. Внесите в документацию рабочего места цветовую маркировку материалов и готовой продукции. Документируйте места и способы хранения инструментов, одинаковые для всей компании. Оформите рабочие инструкции (SOP) и разместите их на местах. SOP должны подробно описывать сложные работы, убедитесь в доступности текста для операторов. В SOP добавляются технические эскизы и чертежи различных мест в оборудовании. Стандарты регулярно корректируются.

 

  Shitsuke (Поддерживать)

  Пятый шаг выполняется для поддержки достигнутых результатов. 5S должны стать традиционной ежедневной работой и составной частью культуры организации. Без поддержки достижения превратятся в разовые результаты, которые быстро исчезнут.

  Основная процедура для поддержки – регулярные аудиты. Периодичность может быть неделя, декада, месяц. Выполняются работниками из других подразделений. Результаты оценочных листов анализируются. Лучшие подразделения награждаются. Обязательно участие руководителей в поддержке, они будут демонстрировать значимость 5S для организации.